Западные секторальные санкции против РФ, усложнившие добычу нефти и газа на шельфе, привели к тому, что Белый дом всерьез обсуждает возможность запретить вывоз углеводородов судам под иностранным флагом. Это может создать сложности для шельфовых проектов, так как большая часть танкерного флота в мире ходит под “удобными” флагами. Также обсуждаются поправки разрешить экспорт только судам, построенным в России, но это еще более проблематично: отечественные верфи до сих пор не готовы строить такие танкеры, пишет “Коммерсантъ”.
Минтранс предлагает изменить закон о недрах так, чтобы обязать экспортировать нефть и газ с шельфа РФ только судами под российским флагом, сообщил вчера “Интерфакс” со ссылкой на источники. В Минтрансе подтвердили, что законопроект находится на рассмотрении правительства, но не раскрыли деталей. Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что идея активно обсуждается “как минимум полгода”. “Идет дискуссия о переходном периоде — на уровне года или более длительном: сейчас большинство судов работают или строятся под “удобными” иностранными флагами”,— говорит один из них. Другой собеседник говорит, что поправки включают требование использовать с 2020 года суда российского производства при всех новых контрактах на перевозку шельфовых СПГ и нефти.
Правительство уже несколько лет обсуждает механизмы перевода судов российских судоходных компаний в юрисдикцию РФ из “удобных” налоговых зон (Либерия, Кипр, Маршалловы острова и др.). В 2011 году для этого приняли закон “О мерах по поддержке судостроения и судоходства”, предоставляющий налоговые и таможенные льготы для судов не старше 15 лет. Но, признается источник, дешевое кредитование в западных банках часто не позволяло закладывать суда под флагом РФ, требовалась их регистрация в странах с английским правом. В июне 2013 года Дмитрий Медведев поддержал возвращение морских судов в юрисдикцию РФ, но подчеркнул, что “вопрос коммерческий” и нельзя “заставлять перерегистрироваться только потому, что нам так кажется патриотичнее”. В итоге, говорят источники, вопрос “обсуждался достаточно вяло”, поскольку, “затраты и юридические сложности при переходе в РФ высоки”.
Но ситуация изменилась после секторальных санкций Запада против России. “Появилась необходимость полного контроля над доставкой углеводородов, ведь если судно ходит под российским флагом, то и управляется из России, и все документы хранятся здесь”,— объясняет один из источников. Он отмечает, что учтен и опыт США, где все каботажные перевозки нефти идут только под государственным флагом. Кроме того, собеседники сходятся во мнении, что “ключевая задача — сохранение налогов в России и загрузка отечественных верфей”.
Источник на рынке отмечает, что после перехода судов, экспортирующих СПГ и шельфовую нефть, под российский флаг их доходность снизится, так как помимо ежегодного сбора в РФ есть много других платежей — НДС, входные пошлины и т. д. Но он допустил, что из-за недоступности западных кредитов крупнейший в РФ “Совкомфлот” или другие судовладельцы могли обратиться за финансированием в российские госбанки, а те могли выдвинуть условие регистрации судов в России. Но источник в судоходном бизнесе говорит, что кредитование в банках РФ “с такими ставками и на длительный срок” до сих пор фактически закрыто. Связаться с представителями “Совкомфлота” и Сбербанка вчера не удалось, в ВТБ от комментариев отказались.
Впрочем, отмечают источники, неизбежно встанет вопрос, как быть с судами уже строящимися или построенными под иностранными флагами, а также принадлежащими иностранным компаниям. “Экономика судна, зарегистрированного в Либерии, давно просчитана, вряд ли легко перевести его в юрисдикцию РФ”,— отмечает один из них. Даже у “Совкомфлота” большинство судов под иностранными флагами, в том числе все восемь газовозов (единственный газовоз под флагом РФ для “Ямала СПГ” строится южнокорейской DSME). Другой собеседник добавляет, что возможно строительство под иностранным флагом за рубежом для привлечения иностранного финансирования, а затем перевод под флаг РФ.
Перспектива перевода экспорта углеводородов с шельфа на отечественные суда кажется источникам еще более туманной: верфь “Звезда” (подконтрольна консорциуму во главе с “Роснефтью”) еще не достроена.
Но пока добыча на шельфе в России не очень развита. Самые крупные “Сахалин-1″ и “Сахалин-2″ работают в Охотском море. В рамках первого в 2014 году добыто 7,6 млн т нефти, газ с “Сахалина-2″ перерабатывается в СПГ (в 2014 году — 10,8 млн т), экспорт идет в АТР. “Газпром нефть” добывает нефть на Приразломном месторождении в Печорском море, всю ее двумя танкерами вывозят на экспорт. Источник в компании, экспортирующей углеводороды, полагает, что это “не вопрос добывающих компаний”, а “поправки должны больше волновать судовладельцев и грузополучателей”. Другой источник отмечает, что такой подход “приведет к удорожанию фрахта и снизит налогооблагаемую базу” проектов. В то же время, Надежда Малышева из Portnews считает, что финансовая нагрузка на судовладельцев вырастет незначительно, зато у госбанков появится стимул их кредитовать и вырастет поступление налогов в бюджет.
|