Российское правительство готово разрешить американской Schlumberger приобрести Eurasia Drilling (EDC) с соблюдением ряда условий. Если при ужесточении санкций Schlumberger получит запрет на работу в стране, она должна продать долю в EDC российскому инвестору. Кроме того, возглавлять бизнес должен российский топ-менеджер. Одним из кандидатов источники называют главу РСПП Александра Шохина, пишет “Коммерсантъ”.
Вчера состоялось заседание правительственной комиссии по иностранным инвестициям, на котором рассматривался запрос Schlumberger о приобретении 45,65% акций EDC с возможностью доведения доли до 100%. Накануне источники называли исход рассмотрения непредсказуемым: ряд участников рынка и министерств выступали против сделки. В итоге комиссия дала Schlumberger возможность купить EDC, но с рядом ограничений. “Комиссия исходила из того, что в принципе, возможно, сделка будет иметь положительное решение, но сформулировала граничные условия, поскольку речь идет об очень чувствительной сфере для российской экономики”,— пояснил ответственный секретарь комиссии, глава ФАС Игорь Артемьев. Он уточнил, что на обсуждение условий у сторон есть десять дней.
Именно у ФАС исходно возникли вопросы к сделке, о которой стороны объявили в январе. Предполагалось, что на первом этапе EDC выкупит свои бумаги у миноритариев за счет займа $991 млн от Schlumberger и проведя делистинг с LSE. Free float составляет 30,67%, еще 14,98% акций EDC Schlumberger хотела выкупить у основных владельцев (Александр Джапаридзе и Александр Путилов) и топ-менеджмента, консолидировав 45,65% и получив опцион на приобретение оставшихся бумаг в течение пяти лет. Но после вмешательства ФАС стороны заморозили сделку. Ведомство запросило информацию по ней, но ответственность за согласование переложило на правительственную комиссию.
По данным источников, поддерживали сделку Минэнерго и Минэкономики, против выступали Минприроды и “Роснефть”. Один из собеседников поясняет, что госкомпания опасалась перехода под контроль иностранцев “стратегически важной отрасли бурения”. “Конечно, нас беспокоит прежде всего очень простая ситуация, когда, предположим, то или иное правительство той или иной иностранной державы введет режим санкций в отношении таких видов деятельности и компаний. Что в этом случае должны сделать иностранные инвесторы, которые работают на территории РФ?” — объяснял вчера Игорь Артемьев.
По его словам, всего выдвинуто десять условий, далеко не все из которых обнародовал чиновник. Главное — обязательство продать долю российскому инвестору, если на бизнес Schlumberger в стране будут наложены ограничения. Про остальные условия Игорь Артемьев лишь сказал, что это “вполне стандартные пункты, известные по другим сделкам,— защита гостайны, возможность назначить гендиректором только гражданина РФ”.
До сих пор стороны предполагали, что следующие три года компания сохранит нынешний менеджмент во главе с Александром Джапаридзе. Но вчера источники утверждали, что обсуждается кандидатура главы РСПП Александра Шохина, который “активно лоббирует сделку и заинтересован возглавить бизнес”. Господин Шохин на запрос не ответил.
Источники, близкие к сделке, говорят, что условия “в целом устраивают” Schlumberger. Инвесторы тоже воодушевились: GDR EDC в Лондоне подорожали на 8,7%, до $18,65 за бумагу (после объявления о сделке цена взлетала до $19,7, после возникновения осложнений — стабилизировалась около $17). По словам Артура Рохлина из “Инфралекса”, правительство “вправе предъявлять свои условия к сделке”, хотя “каждый случай индивидуален”. Геологоразведка — это стратегическая отрасль, отмечает юрист, и понятно, что власти хотят иметь “хоть какой-нибудь контроль над крупнейшим игроком”. При этом руководитель EDC, добавляет он, “должен быть довольно известен, так как будет нести особую ответственность”.
|