Standard & Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг российской нефтяной компании ОАО "НК Роснефть" с "BВ" до "BB+" и исключило рейтинг из списка CreditWatch с позитивным прогнозом, куда он был помещен 15 ноября 2006 г. Прогноз изменения рейтинга — "Развивающийся", передает Lawtek.ru. "Повышение рейтинга является результатом пересмотра влияния правительства на государственные компании в России, отражая большую вероятность того, что российское правительство будет оказывать чрезвычайную государственную поддержку "Роснефти", чем это прежде учитывалось в рейтинге. Эта поддержка, в свою очередь, может быть положительной для кредиторов", — отметила кредитный аналитик Standard & Poor's Татьяна Кордюкова. В настоящее время рейтинг "Роснефти" (с учетом указанной поддержки) на одну ступень выше рейтинга компании, основанного на ее собственной кредитоспособности ("ВВ"). В последние годы в российской нефтегазовой отрасли наблюдается заметное увеличение государственной собственности, усиление влияния государства, и, следовательно, активизация его роли. "Роснефть" стала одной из основных компаний, получающих преимущества от этой политики, а также инструментом ее проведения, демонстрируя значительный рост. Компания провела IPO и консолидировала ключевые дочерние предприятия, что сократило долю государства в "Роснефти" до 75%. Приоритетный доступ "Роснефти" к новым стратегическим нефтяным месторождениям, благоприятное отношение со стороны государственных и частных финансовых институтов, низкий риск предъявления крупных требований об уплате дополнительных налогов, которые могли бы оказать негативное влияние на компанию, или других неблагоприятных действий со стороны государства учитывались в рейтинге "Роснефти". Хотя, за исключением целевого кредитования со стороны контролируемых государством банков, механизмы оказания поддержки являются сложными или четко не определенными, благодаря наличию значительных резервов Российская Федерация (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ+/Стабильный/А-2; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: А-/Стабильный/А-2) имеет большие финансовые возможности для оказания "Роснефти" чрезвычайной поддержки. "Степень преимуществ, обусловленных взаимодействием "Роснефти" с государством, ограничена непрозрачностью и спецификой задач экономической политики в нефтегазовом секторе, а также приоритетов, функций, механизмов и их последствий для "Роснефти", — пояснила г-жа Кордюкова. Точный характер, масштаб, стоимость и способы финансирования амбициозной политики "Роснефти" и ее роль в государственной энергетической политике останутся неясными до тех пор, пока не будут проведены ожидаемые аукционы по продаже активов "ЮКОСа" и другие возможные слияния и поглощения в отрасли. Степень неопределенности повышается вследствие явной конкуренции и разногласий представителей власти и близких к ним заинтересованных групп относительно путей дальнейшего развития отрасли. "Мы ожидаем, что на кредитоспособность компании в краткосрочной и среднесрочной перспективе могут повлиять (позитивно или негативно) ожидаемые аукционы по продаже оставшихся активов "ЮКОСа", — добавила г-жа Кордюкова. "Роснефть" является кредитором "ЮКОСа": сумма ее требований к "ЮКОСу", признанных в судебном порядке, составляет $10 млрд; погашение этих требований благоприятно скажется на финансовом положении компании. В то же время в случае приобретения компанией существенных активов на аукционах или иным способом и в случае финансирования этих приобретений за счет долга кредитоспособность "Роснефти" может понизиться. "Ограниченная ранее прозрачность компании повысилась в течение нескольких месяцев после проведения IPO в июле 2006 г., однако в рейтингах "Роснефти" будет учитываться продемонстрированное стремление к агрессивным, финансируемым за счет долга приобретениям активов при отсутствии убедительных доказательств готовности "Роснефти" изменить существующие практики принятия на себя значительных рисков расширения деятельности, а также операционных и финансовых рисков, связанных с ее дальнейшим ростом", — заключила г-жа Кордюкова.
|