Компания Halliburton, занимающая второе место на мировом рынке нефтегазосервиса, намерена купить Baker Hughes, стоящую в этом рейтинге строчкой ниже, сообщила Financial Times. Возможно, поглощение намечается для более успешной конкуренции с лидером отрасли Schlumberger. С другой стороны, объединение Halliburton и Baker Hughes в одну компанию позволит ей сократить издержки, устранив, в частности, дублирование непроизводственного персонала, и обрести больший рыночный вес в переговорах с клиентами.
Очевидно, что почти 30-процентное падение цен на сырую нефть с июня текущего года повсеместно опустило акции добывающих компаний, и услуги сервисных предприятий будут недовостребованы. Прежде всего, это касается бурения. Правда, в 2013 году Америка вышла на 110 млн м проходки в год, поэтому даже 10-процентное сокращение объемов бурения едва ли станет критичным для нефтегазовой промышленности страны.
Другое дело – Россия. К падению цен приплюсовались санкции (или наоборот), при этом по итогам 1-го полугодия, как свидетельствует ЦДУ ТЭК, мы снизили объемы бурения в отношении к 2013 году на 7%, хоть и тогда проходка достигла всего 21 млн м. Коротковатое у нас получается долото.
«Производство нефти есть бурение, – подчеркивает председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, председатель комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Юрий Шафраник. Чтобы и впредь лишь удерживать нынешний объем добычи в стране на уровне 500 млн тонн, необходимо обеспечивать отдачу минимум 160 млн тонн нефти в год с новых месторождений, компенсируя снижение добычи на старых. Следовательно, надо в 2,5-3 раза увеличить объем разведочного бурения и минимум на 13% в год увеличивать бурение эксплуатационное, причем бурение должно быть современным, высокотехнологичным… А то, что мы снизили объемы бурения, – не просто опасно, а чрезвычайно опасно».
«Нынешние проблемы у нефтяников возникли потому, что они очень много слушаливредных советов о том, что надо использовать самое передовое и дорогое в мире оборудование, а не развивать отечественные НИОКР. В итоге мы оказались легко уязвимы», – считает Борис Никитин, заведующий кафедрой освоения морских нефтегазовых месторождений Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина.
«Чтобы российские технологии не вытеснили с рынка окончательно, сейчас надо провести тщательный мониторинг: что у нас есть, что было, но утрачено, и можно ли это возродить, – говорит Александр Романихин, президент Союза производителей нефтегазового оборудования. – Например, у нас была одна из эффективных технологий горизонтального бурения для добычи сланцевой нефти. В 1994 году концерн “СММ” сделал четыре комплекса такого бурения, но ни одна нефтяная компания их не купила, отдав предпочтение импортному. Все четыре ушли в Казахстан, а производство этих комплексов в России прекратилось. А ведь по экологичности они не уступают западным. И у нас много таких технологий, разработки которых следует профинансировать государству или крупным компаниям».
Говоря о перспективах импортозамещения, генеральный директор ООО «Завод буровых технологий» Роман Кондратьев сетует: «Мы как раз сейчас ищем точки роста и входа в нефтегазовую отрасль. Но нефтяные компании, в первую очередь государственные, не идут на контакт. Кроме того, нет готовых проектов по новому буровому оборудованию, которые должны выполнить проектные институты по техническому заданию заказчика».
«Парадокс: когда баррель нефти стоил около пятнадцати долларов, нефтяники занимались развитием машиностроения, а когда цена повысилась до ста, они это делать перестали, говорит Александр Романихин, – В наши дни у нефтегазовых компаний подход примерно следующий: вы разработайте, изготовьте, покажите нам, а мы посмотрим. Удалось бы создать мощное нефтегазовое машиностроение в Китае, если бы в CNPC придерживались аналогичного подхода? А в Норвегии, если бы так вела себя Statoil? Возникли бы новые заводы нефтяного машиностроения в Казахстане, если бы КазМунайГаз поступал так же?»
При ограничении импорта самое время увеличить объем производства наших компаний, который за последние пять лет снизился в 1,5 раза. Объемы производства бурового оборудования отечественными лидерами рынка неуклонно падают. Так, на заводах «Уралмаш НГО Холдинга» в 2013 году, как и в 2012-м, было произведено всего 30 буровых установок вместо 350, которые выпустили предприятия этой группы в 1990 году.
«На форуме нефти и газа озвучивалась цифра, что эксплуатационное бурение в России к 2030 году должно вырасти в 3 раза, а разведочное – в 4,5 раза. Таким образом, буровой парк должен увеличиться в несколько раз. Но для расширения производства российского оборудования до таких объемов потребуется 3-5 лет», – считает президент тюменской Ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов.
«Насколько уместно сегодня говорить об импортозамещении? – комментирует ситуацию Юрий Шафраник. – Готовы ли отечественные машиностроительные предприятия изготавливать качественное оборудование для российских нефтегазовых компаний? Какой период времени может занять импортозамещение, в каких объемах? Это острейшие вопросы не только для отрасли, но и для всей отечественной экономики. А масштаб задачи настолько велик, что требует внимания высшего руководства страны. Ведь кроме поддержания объемов добычи и технического перевооружения машиностроения речь идет о многочисленных высокотехнологичных рабочих местах. Стране такая задача по плечу, но необходимы отмобилизованность, сконцентрированность и координирующая роль председателя правительства России. Не ниже. И тогда половину средств на перевооружение мы сможем направить на наши машиностроительные предприятия, привлекая к работе и находя эффективные формы сотрудничества с западными и китайскими компаниями, которые продвинуты в данной сфере.
Это в первую очередь относится к ситуации на сервисном рынке. Ее можно изменить, прежде всего, при условии выделения и специализации нефтегазового сервиса. Такой механизм обеспечивает кратное повышение эффективности добывающих компаний. А профессиональные сервисные предприятия будут успешно развиваться сами, содействуя развитию отечественного машиностроения, поскольку сервис должен быть главным заказчиком оборудования и технологий».
|