ЕС рассматривает возможность прокладки трубопровода по альтернативному маршруту. Эксперты считают проект политическим
Ни одна другая тема не осложняет так серьезно германо-польские отношения, как планируемое строительство так называемого Северо-Европейского газопровода, который должен пройти из Санкт-Петербурга в Грейфсвальд по дну Балтийского моря. Теперь Варшава надеется, что реализацию проекта все же удастся предотвратить - при помощи Европейского союза.
Польша и три государства Балтии, которые тоже выступают против строительства трубопровода, хотят на деньги ЕС провести технико-экономическое исследование. Соответствующее ходатайство должно поступить в Брюссель еще на этой неделе.
Польша, Литва, Эстония и Латвия опасаются, что после введения в строй Северо-Европейского газопровода Россия выведет из эксплуатации трубопроводы, которые идут по их территориям и по которым газ поступает во все четыре государства. Поэтому они предпочитают альтернативную систему транспортировки энергоносителей через Прибалтику и Польшу.
Однако проект так называемого трубопровода "Янтарь" является, по мнению специалистов в Брюсселе, скорее политическим. Ведь российский монополист "Газпром" отверг этот вариант, а без этого газового гиганта обойтись никак невозможно. Немецкие энергетики тоже не заинтересованы в этом проекте. Немецкие партнеры "Газпрома" BASF и Eon делают ставку на морской путь.
Таким образом, для строительства газопровода "Янтарь" отсутствуют необходимые технические мощности, однако в Брюсселе все же не исключают финансирование технико-экономического обоснования этого проекта. Ведь сомнения в экологичности Северо-Европейского газопровода только растут. Проблемы могут вызвать снаряды, затопленные в море в конце Второй мировой войны.
Тем временем Польша готовится гарантировать себе поставки энергоносителей через их "диверсификацию". Для этого энергетический великан PGNiG, на 85% принадлежащий государству, обратился к своим северным соседям.
Конкретно речь идет об участии концерна в разработке крупных газовых месторождений в норвежском шельфе, а также о строительстве почти 500-километрового трубопровода из Норвегии в Швецию и Данию. Кроме того, планируется его ответвление от Копенгагена в Щецин.
Однако это еще не все. Так, польский премьер-министр Ярослав Качиньский сообщил, что на побережье Балтийского моря Польша собирается построить терминал для сжиженного газа. Согласно планам, он ежегодно будет принимать до 7,5 млрд кубометров сжиженного газа, поступающего на судах из Северной Африки и с Ближнего Востока.
Однако все эти планы вряд ли могут скрыть принципиальную слабость польской политики: несмотря на то, что правительство гарантирует свое участие в разработке газовых месторождений и возможных поставках, у него нет долгосрочной стратегии доступа на мировой энергетический рынок. Похоже, Варшава еще не осознала, что в одиночку здесь ничего не добиться.
Из-за своей позиции Польша все чаще наталкивается на непонимание со стороны других стран. Например, критически был встречен отказ Варшавы войти в единую западноевропейскую систему. Ввиду провозглашенной ею озабоченности собственной энергетической безопасностью один видный дипломат назвал такое отношение Варшавы "совершенно непонятным".
|