Как-то незаметно между странами ОПЕК разгорается нешуточная борьба за объемы добычи нефти. И не последнюю роль в ней начинает играть Ирак, который с недавних пор заметно мешает Ирану восстанавливать утраченные в результате введения санкций позиции на нефтяном рынке.
Ранее, еще до введения санкций, среди членов ОПЕК Иран уверенно держался на втором месте по объему добычи нефти – 3,5 млн баррелей в день в начале 2012 года. Но почти за два года Иран опустился существенно ниже своих конкурентов – на шестую строчку, добывая 715 тыс баррелей в октябре 2013 года. Прежде доля Ирана в ОПЕК составляла 12%, теперь – 8,6%, тогда как доля Ирака увеличилась с 9 до 10%.
И вообще, Ирак, добывая 3,3 млн баррелей в день, вышел на максимальный уровень по добыче «черного золота» за 20 лет, заявили в Международном энергетическом агентстве (МЭА). И это не предел – в начале следующего года производство нефти в Ираке может увеличиться до 4 млн баррелей в день, сообщил вице-премьер страны по энергетике Хусейн аль-Шахристани.
Иран на такие объемы добычи пока не замахивается – максимум 3,7 млн баррелей в день к концу 2014 года, да и то в случае отмены санкций. Если Ирак выполнит обещанное и увеличит мощности добычи, то в ОПЕК начнут острее ощущать проблему сбыта. Reuters сообщает, что Ирак пытается оттянуть на себя бывших клиентов Ирана, предлагая им более выгодные условия поставок нефти. Все это вызывает праведный гнев министра нефти Ирана Мансура Моазами, которому оппонируют представители иракского парламента:
«Я не думаю, что кто-то может указывать, сколько Ирак должен производить (нефти)», — заявил председатель нефтегазового комитета иракского парламента Аднан аль-Джанаби.
Действительно, позиции Ирана в настоящий момент достаточно уязвимы: если до начала введения санкций нефть из этой страны приобретали более 20 стран, то теперь их осталось лишь шесть — Китай, Индия, Южная Корея, Тайвань, Япония и Турция.
Специалисты отрасли делают предположение, что возвращение на рынок иранской нефти может сбить цены на «черное золото» — примерно на 10%. Такого прогноза придерживаются и аналитики Bank of America Merrill Lynch, и Сitigroup, которые «снижают» цену барреля нефти марки Brent со 105 долларов до 98 долларов в следующем году.
В МЭА также считают, что к 2020 году доля ОПЕК в добычи нефти сократиться с 43% до 41%. В этих условиях возникнет необходимость корректировки нефтяных цен – некоторые члены ОПЕК полагают, что ради сохранения высоких цен необходимо пожертвовать объемами добычи. Однако для балансировки бюджета различным странам нужны и различные цены на нефть – Саудовской Аравии хватит и 98 долларов за баррель, Нигерии, Ливии, Эквадору, Алжиру, Венесуэле – 110 долларов, а вот Ираку будет необходима цена в 123 доллара. Больше всех добывают Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ – им, видимо, и придется решать, кому сокращать добычу, признают в ОПЕК.
|