Минфин и Минэкономразвития неоднократно говорили, что институт консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) нужно сохранить. Не говорили только как – с 2016 г. действует мораторий на создание новых КГН и на включение в действующие группы новых участников (лишь «Газпрому» разрешили присоединить Амурский газоперерабатывающий завод). На прошлой неделе Минфин впервые публично предложил решение – разрешить создавать региональные КГН, говорил замминистра Илья Трунин. Министерство уже разработало законопроект («Ведомости» ознакомились с документом).
Условия для создания региональных КГН будут существенно более мягкими, чем для федеральных. Совокупная сумма налогов участников группы – более 120 млн руб. (для федеральных – 10 млрд), годовая выручка – 1,2 млрд (100 млрд), а стоимость активов – 3,5 млрд (300 млрд), следует из законопроекта. Обособленных подразделений в других регионах и странах у них не должно быть. Создать региональные КГН можно будет с 1 сентября 2018 г. Срок действия уже существующих КГН Минфин хочет продлить до 2023 г.
Минфин предлагает изменения для «совершенствования налогообложения института КГН», указал его представитель. В Минэкономразвития, по словам его представителя, законопроект не поступал.
Сегодня работает всего 16 КГН – их создали, например, «Роснефть», «Татнефть», «Газпром», «Мечел», «Северсталь». Эти группы платят налог на прибыль как одна компания, объединяя прибыли и убытки. КГН были введены с 2012 г., чтобы избавить эти компании от контроля за трансфертными ценами и чтобы налог на прибыль более равномерно распределялся по стране, а не доставался региону, где зарегистрирована головная компания холдинга. Предполагалось, что значительную часть налогов от КГН будут получать регионы, в которых находятся основные производства, фонды и работники. Но эффект оказался обратным – федеральный бюджет и многие регионы теряли часть доходов, указывала Счетная палата. Впрочем, в прошлом году поступления от КГН выросли больше, чем в целом налога на прибыль, – на 38% против 18%.
Проблемы с КГН, налогом на прибыль, межтрансфертным ценообразованием будут существовать до тех пор, пока налог на прибыль зачисляется в бюджеты регионов, говорил Трунин: региональные группы никому не помешают, а заинтересованные холдинги существуют и регулярно задают вопросы, почему на них распространяется мораторий. В 2017 г. совокупный дефицит регионов составил 15,5 млрд руб. (в 2016 г. – 2,4 млрд, в 2015 г. –108,2 млрд), отмечали аналитики АКРА.
Такой механизм – хорошая альтернатива возможности создавать федеральные КГН, пусть и в усеченном виде, считает партнер EY Алексей Кузнецов. КГН изначально создавались как механизм для крупного бизнеса, а при более мягких условиях использовать его смогут многие компании, добавляет он. В каждом регионе можно найти холдинг, который сможет воспользоваться новым механизмом, уверен управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
Похожие критерии используются при переводе компаний из обычных инспекций в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, указывает партнер Dentons Василий Марков. В них, как правило, работают более опытные сотрудники, поэтому Минфин хочет тестировать такой механизм именно в этих инспекциях. ФНС насчитывала порядка 15 000 налогоплательщиков, которые относятся к категории крупнейших, указывает член экспертного совета ТПП Максим Хвалибов: «Из них надо взять те, у кого есть предприятия в одном регионе, в целом, думаю, несколько тысяч таких наберется». «Не снимая моратория с КГН, Минфин пытается хотя бы так помочь компаниям», – говорит Костальгин. Важно, чтобы при реализации механизма не появилось новых требований, беспокоится Марков.
Единственная причина, почему компании могут не захотеть применять КГН, – это если выгода для них неочевидна (например, нет убыточных предприятий), рассказывает Марков. Бывает, компании не хотят объединять бизнес, чтобы не попасть в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам, но таких немного. Во всех остальных случаях, по его словам, сумма налогов при создании КГН уменьшится, а платить их станет проще.
Но не ясно, почему Минфин разрешает создавать региональные КГН с 1 сентября 2018 г., если налог на прибыль платится за год, удивляется Кузнецов. Кроме того, нельзя создавать КГН компаниям с обособленными подразделениями в других регионах – а у многих региональных компаний управленческий персонал находится, например, в Москве. Таким компаниям стоит подумать об изменении структуры группы – например, их можно выделить в отдельное юрлицо.
Механизм КГН широко используется в мировой практике и часто без каких-то порогов, говорит Марков: «Хочется верить, что этот законопроект – промежуточный шаг Минфина для доступа всего бизнеса к механизму КГН».
|