Россия приближается к статусу арбитра на Черном море
Этому способствуют два недавних важных события: подписание Конвенции о статусе Каспийского моря и эволюция антиамериканской позиции турецкого президента Эрдогана. С помощью Каспийской конвенции Россия сформировала своего рода арку (от Каспийского моря через Кавказ и до Черного моря), в рамках которой будет пользоваться доминантным влиянием.
Откровенное заявление турецкого президента Эрдогана в авторской статье в «Нью-Йорк Таймс» (New York Times) о том, что «у Турции есть альтернативные варианты», и что Анкара займется поиском «новых друзей и союзников», означает не что иное, как еще более крепкие связи с Россией. Сделать подобный шаг Эрдоган решил после того, как пришел к выводу, что ослабление турецкой лиры — результат «политического заговора» и попыток нанести Турции полное поражение. Во всем этом Эрдоган открыто обвинил Соединенные Штаты. <
Кроме того, последние санкции Трампа против Ирана только укрепляют российскую позицию, поскольку Россия, как кажется, является единственной альтернативой Ирану, способной обеспечить Европу газом по «Южному коридору».
В последний раз подобная ситуация складывалась во времена ближневосточного кризиса (1967 — 1970 годы), когда после поражения Египта в 1967 году все арабские страны Средиземноморья стали искать поддержки у Москвы. Нынешняя ситуация не столь масштабна, но Россия близка к тому, чтобы превратить Черное море в свою крепость.
<
Россия не способна доминировать на Балтийском море, однако с помощью ряда провокаций ей удалось отвлечь внимание от региона, в котором она по-настоящему стратегически заинтересована. Поэтому значительные изменения на Черном море остались практически незамеченными. Американские стратеги, благодаря помощи польских союзников, сосредоточились на Сувалкском коридоре на польско-литовской границе, считая его местом потенциального российского удара по Центральной Европе. Используя Черное море как опору на юге, Россия может влиять на события и кризисы в регионах, которые находятся далеко за ее границами: на Ближнем Востоке, на Балканах и в Средиземноморье.
Восстановление российского военного потенциала на Черном море ставит под вопрос военную стратегию, которую Запад проводит в регионе, начиная с момента окончания холодной войны и распада Советского Союза. Эта стратегия заключалась в постоянной экспансии евроатлантических институтов с целью окружить Черное море и оставить России лишь ограниченную часть на северо-восточном побережье. Однако усталость от расширения и нестабильность на южной европейской периферии (с эпицентром на Балканах) помешали этому замыслу. Одновременно события в Грузии в 2008 году и на Украине в 2014 году расширили диапазон российского влияния на Черном море, а кроме того, Россия стала доминировать в Каспийском регионе и включилась в решение сирийского кризиса.
До определенного момента западные аналитики надеялись, что тенденции в энергетике будут мешать российским интересам, в особенности когда цены на нефть падали. Таким образом, российское влияние в черноморском бассейне должно было ограничиться. Но Россия продемонстрировала, что, судя по всему, умеет приспосабливаться и пользоваться тенденциями себе во благо, добиваясь своих политических целей. Пример — сближение России с Саудовской Аравии в вопросе контроля над мировыми ценами на нефть.
Единственной значительной западной инициативой в этом регионе является «Южный энергетический коридор». Этот проект, имеющий отношение как к энергетике, так и к развитию инфраструктуры в целях безопасности, обходит территории, находящиеся под российским контролем, и способен обеспечить Европу евразийским газом. Ключевую роль в этом проекте играет Азербайджан, который не только располагает собственными запасами газа, но и является транзитным хабом, связывающим Среднюю Азию с Европой. Чтобы «Южный энергетический коридор» соответствовал замыслу и действительно снизил российское влияние, потребуется намного больше газа, чем добывает один Азербайджан.
Россия же решила изменить свой подход к этому региону. Если в 90-х она предпринимала попытки блокировать поставки по газопроводу Баку-Джейхан, то теперь предпочитает выступать в качестве партнера. Турция является крупнейшим покупателем азербайджанского газа, а Россия посредством газопровода «Турецкий поток», который сейчас строится и связывает Россию с европейской частью Турции, обеспечит газом не только ее, но и всю Юго-Восточную Европу.
Этот газопровод, как предполагается, будет продлен в Болгарию, Сербию, Венгрию и Италию. Россия уже сотрудничает с Азербайджаном, продавая ему газ, поэтому косвенно может включиться в проект «Южного энергетического коридора». Это может поставить под вопрос стратегический смысл проекта, ведь он задумывался для того, чтобы уменьшить, а не усилить российское энергетическое влияние в Южной и Восточной Европе.
Поскольку американские санкции нанесли удар по Ирану, реализация проекта, связанного с Каспийским регионом, все менее вероятна. Готовность Ирана согласиться на морскую демаркацию с другими странами не играет роли, так как отчасти обусловлена общими проектами с другими каспийскими государствами. Ничто не говорит о том, что администрация Трампа готова вывести эти проекты из-под действия санкций. А без этого вторая часть западной стратегии «Южного энергетического коридора», предполагающая строительство транскавказского газопровода для переправки огромных туркменских запасов газа на запад, скорее всего, нереализуема.
Отпадает и иной способ полностью использовать мощности «Южного коридора» — заменить туркменский газ иранским, который в таком случае поступал бы на запад. Поэтому либо пустоту заполнит российский «Турецкий поток», либо сама Россия станет участником «Южного энергетического коридора». Достигнутый таким образом результат был бы прямо противоположен задуманному: российское влияние только усилилось бы.
|